Краски - Лаки - Грунтовка


Много, очень много полезной информации о покраске и красках, а также о технологиях полирования, шлифования и, конечно же, контроль качества, как лакокрасочных материалов, так и результатов покраски.
 
  Главная  ›  Полезная информация  › Лакокрасочные материалы  ›  Что такое эмали

Что такое эмали

 

Что такое современная эмаль?

Современные эмали представляют собой белые или бесцветные базы для колеровки, в которые добавляются колерующие пасты по тинтометрической системе (обеспечивает расчёт цвета компьютером).

 

Какие бывают базы для эмалей?

Для примера, производитель лакокрасочных материалов RENNER производит органоразбавимые эмали на ПУ и акриловой основе, а также водоразбавимые.

В прозрачные ПУ базы может добавляться до 30% колорантов, что обеспечивает получение очень насыщенных цветов. ПУ эмали RENNER выпускаются в пяти модификациях по степени глянца: четыре матовые (глянец 5%, 10%, 25%, 60%) и глянцевая (95%).

 

В зависимости от насыщенности нужного цвета могут использоваться базы прозрачная (для наиболее насыщенных тонов), беловато-полупрозрачная и интенсивно белая (для пастельных тонов). Сухой остаток ПУ эмалей -до 70%.

Какие бывают международные каталоги цветов?

Существует несколько общеизвестных международных каталогов цвета: RAL, NCS, включающих как цвета, разложимые в спектр, т.е., укладывающиеся в цветометрические координаты, так и содержащие цвета с блёстками, неравномерные, так называемые «металлики».

Каталог цветов RAL
Рис. 1. Каталог цветов RAL
Каталог цветов NCS
Рис. 2. Каталог цветов NCS

Какие есть ещё каталоги цветов?

Существуют ещё и фирменные каталоги, например, каталог Renner, содержащие большие коллекции оттенков на все стандартные цвета.

На все эти каталожные цвета разработаны, как правило, формулы состава, позволяющие воспроизвести цвет, приведённый в каталоге, с помощью добавления справочного количества фирменных колорантов в базовые эмали.

Колеровочные автоматы

Современный уровень колеровки подразумевает использование колеровочных автоматов, управляемых компьютером, в памяти которого содержатся рецептуры для всех оттенков. Более того, практически любой понравившийся цвет может быть воспроизведён с помощью спектрофотометров, портативных аппаратов измеряющих цветовые координаты покрытия.

Колеровочный автомат
Рис. 3. Колеровочный автомат

Принципы составления эмалей

Полезно знать несколько принципов, относящихся к составлению эмалей нужного цвета и восприятию цвета вообще.

 

Важно знать следующие принципы составления эмалей

  • При составлении цвета эмали добавление какого-либо красителя, кроме белого, эквивалентно добавлению цветной плёнки того же цвета в прозрачное смотровое окошко, т.е., при этом часть цветового спектра в воспринимаемом свете вырезается («субтрактивный» - «вычитательный», по-русски, эффект).
  • При одновременном добавлении двух красителей дополнительных цветов (красный + голубой, пурпурный + зелёный) вырезаются все тона спектра и должен получаться цвет близкий к серому (чёрному), однако на деле получается коричневато-грязноватый тон, так как цвет красителей не идеально чистый.

Белые красители работают иначе, они не поглощают, а отражают все цвета спектра, то есть добавление белого красителя как бы снижает толщину всех цветных плёнок в смотровом окошке и цвет получается менее насыщенным, более пастельным.

  • Любой заданный цвет может быть воспроизведён с использованием красителей четырёх исходных цветов (например, пурпурный, жёлтый, голубой и чёрный, как в стандарте CMYK). А для полупрозрачных составов (морилок) - достаточно использования трёх исходных красителей.

На практике иногда увеличивают количество исходных цветов на единицу относительно минимального их числа, но ещё большее количество исходных цветов только усложняет цветоподбор.

Что такое эффект метамеризма или особенности физиологии восприятия света человеком

Два красящих состава, составленные по различной рецептуре, могут давать одинаковые цветовые ощущения при некотором освещении для большинства людей. При другом освещении или даже при том же, но для некоторых других людей (может быть, с пониженной чувствительностью к некоторым цветам) цветовые впечатления от цвета могут различаться. Этот эффект называется «метамеризм», он связан с физиологией восприятия света человеком (3 типа цветочувствительных колбочек в глазе и т. д.).

 

Что такое метамерия, читаем википедию

Метамери́я (или метамери́зм) — свойство зрения, при котором свет различного спектрального состава может вызывать ощущение одинакового цвета.

В более узком смысле, метамерией называют явление, когда два окрашенных образца воспринимаются одинаково окрашенными под одним источником освещения, но теряют сходство при других условиях освещения (с другими спектральными характеристиками излучаемого света).

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Метамерия_(цвет)

Для того, чтобы степень метамеризма была минимальной, следует составлять красящий состав воспроизводящий заданный цвет, с использованием таких же красителей и того же их числа, что и в составе с воспроизводимым цветом.

При цветоподборе с помощью компьютера выбирается рецептура, имеющая наименьшую степень метамеризма, то есть дающая цвет, восприятие которого глазом в наименьшей степени изменяется в зависимости от спектра освещающего излучения (например, солнечного или ламп накаливания).

Эффект метамеризма
Рис. 4. Эффект метамеризма

Как свести к минимуму различия при сверке цветов

Для снижения возможных различий подобранный цвет и цвет эталона сравнивают в специальной камере, позволяющей воспроизвести условия освещения, при которых окрашенный предмет будет использоваться.

Смотрите видео работы колеровочного оборудования:

Видео.1. Работа колеровочного оборудования

Свойства эмалей

Вязкость базовых эмалей

Вязкость базовых эмалей может значительно различаться. Даже эмали, составленные на основе одной и той же базы, но разных цветов, могут отличаться по вязкости существенно.

Контроль вязкости эмалей необходим для обеспечения достаточной укрывистости. Для рабочих смесей эмалей, наносимых распылением, рекомендуется вязкость 15... 18 сек. DIN4.

Обеспечение повторяемости цвета

Для обеспечения повторяемости цвета эмаль в таре перед применением необходимо тщательно перемешать в течение нескольких минут, лучше всего - в гироскопическом миксере, а при его отсутствии - специальной мешалкой. Пигменты в эмалях со временем собираются в крупные конгломераты, и, если их не разбить, то цвет будет отличаться от заданного.

Полируемость эмалей

Глянцевые эмали хорошо полируются. Однако, некоторые технологи предпочитают под полировку использовать матовую эмаль с финишным покрытием глянцевым лаком, так как на этапе шлифовки эмали под полировку есть риск значительного снижения толщины плёнки (прошлифовки) и просвечивания под ней грунта.

 

Растекаемость и сушка эмалей

Эмали должны обладать хорошей растекаемостью и достаточно высоким сухим остатком, т. к. на непрозрачном покрытии неоднородности заметны особенно хорошо.

Сохнут эмали обычно дольше, чем прозрачные лаки, в особенности эмали глянцевые.

Грунты под эмали

Эмали наносятся, как правило, на пигментные грунты, обладающие особенно высоким сухим остатком. Бывают грунты разных цветов, в основном трёх цветов: белый, коричневый и чёрный.

В каких случаях используют грунты других цветов?

Чаще всего используется белый грунт, однако при окраске эмалями некоторых насыщенных оттенков жёлтого и красного цветов (на прозрачной базе), пигменты в которых имеют принципиально меньшую укрывистость, возникает риск просвечивания грунта (например, на углах детали).

В этом случае для снижения заметности местных непрокрасов имеет смысл применить грунт менее яркого цвета (коричневый, чёрный) или же подкрасить грунт пигментами. Та же рекомендация работает и в случае полируемых эмалей, если есть риск снижения укрывистости.

Это важно помнить!

Следует иметь в виду, однако, что высокая точность задания цвета возможна только с эмалями, имеющими строго контролируемый состав, контролируемое количество белил. Цвет грунта невозможно воспроизвести с такой точностью.

 

Отзывы посетителей сайта:

Из упомянутого в статье сталкивались со следующими проблемами при работе с эмалями.

При попытке покрасить краской другого производителя, но такого же номера по цветовому каталогу получили разные оттенки красок и пришлось ввести правило, что надо выкрашивать заказ краской от одного производителя.

Если поставщик краски обладает низкой технологической оснащенностью, то при дозаказе краски определенного цвета поставщик далеко не всегда попадал в тон и порой приходилось перекрашивать заказ полностью.

Цвет грунта важен. Если, допустим, красную краску наложить на белый или черный грунт, то мы получим разные оттенки покрашенных фасадов. Поэтому потребовалось четко прописать какие цвета красок наносить на черный, а какие на белый грунт.

В отдельных случаях, когда краски делались на прозрачной базе, они обладали слабой укрывистостью, поэтому приходилось подкрашивать белый грунт краской в тон краски, которой мы будем красить.

Читайте далее:

 

Меню

Разделы сайта

Разделы сайта

Разделы сайта

© Всё о красках, лаках, грунтовке и патине
Яндекс.Метрика